Башлачев, Александр Визбор, Юрий Городницкий, Александр Долина, Вероника Дольский, Александр Ким, Юлий Окуджава, Булат Щербаков, Михаил |
Булат Окуджава
О ВОЛОДЕ ВЫСОЦКОМ
О Володе Высоцком я песню придумать решил:
вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
но дрожала рука и мотив со стихом не сходился...
Белый аист московский на белое небо взлетел,
черный аист московский на черную землю спустился.
1980 г.
аккорды О Володе Высоцком я песню придумать ре|шил: Am E7 вот еще одному не вернуться домой из по|хода. E7 Am Говорят, что грешил, что не к сроку свечу зату|шил... Am Dm } Как умел, так и | жил, а безгрешных не знает при|рода. Dm E7 Am } 2 р.
Наполним музыкой сердца.
Антология авторской песни.
Составитель Р. Шипов.
Москва, "Советский композитор", 1989.
* * *
Как наш двор не обижали - он в классической поре.
С ним теперь уже не справиться, хоть он и безоружен,
А там - Володя во дворе,
А его струны - в серебре,
А его пальцы - золотые, голос его нужен.
Как с гитарой ни боролись - распалялся струнный звон.
Как вино стихов не портили - все крепче становилось.
А кто сначала вышел вон,
А кто потом украл вагон -*
А все теперь перемешалось, все объединилось.
Может, кто и нынче снова хрипоте его не рад...
Может, кто намеревается подлить в стихи елея...
А эти песни не горят,
а они в воздухе парят,
чем им делают больнее, тем они сильнее.
Что ж печалиться напрасно? Нынче слезы - лей не лей.
Но запомним хорошенечко и повод, и причину...
Ведь мы воспели королей
От Таганки до Филей,
А пусть они теперь поэту воздают по чину!
* - Тут, наверное, нужно пояснение - для наших потомков. Они могут спросить, о каком вагоне речь. А в наши дни существовала легенда, что вагон с книгами В. Высоцкого "Нерв" был украден злоумышленниками и до читателя они дошли не полностью, не в том количестве, в котором их напечатали.
аккорды Как наш двор не обижали - он в классической поре. G С ним теперь уже не справиться, хоть | он и безо|ружен, Em A7 D А там - Во|лодя во дворе, D G } А его струны - в серебре, G } А его | пальцы - золотые, | голос его | нужен. G Em A7 D } 2 р.
Наполним музыкой сердца.
Антология авторской песни.
Составитель Р. Шипов.
Москва, "Советский композитор", 1989.
Юрий Визбор
ПИСЬМО
Пишу тебе, Володя, с Садового кольца,
Где с неба льют раздробленные воды.
Все в мире ожидает законного конца,
И только не кончается погода.
А впрочем, бесконечны наветы и вранье,
И те, кому не выдал бог таланта,
Лишь в этом утверждают присутствие свое,
Пытаясь обкусать ступни гигантам.
Да черта ли в них проку! О чем-нибудь другом...
"Вот мельница - она уж развалилась..."
На кудринской недавно такой ударил гром,
Что всё ГАИ тайком перекрестилось.
Все те же разговоры - почем и что иметь.
Из моды вышли "М" по кличке "Бонни".
Теперь никто не хочет хотя бы умереть
Лишь для того, чтоб вышел первый сборник.
Мы здесь поодиночке смотрелись в небеса,
Мы скоро соберемся воедино,
И наши в общем хоре сольются голоса,
И Млечный Путь задует в наши спины.
А где же наши беды? Остались мелюзгой
И слава, и вельможный гнев кого-то...
Откроет печку Гоголь чугунной кочергой,
И свет огня блеснет в пенсне Фагота.
Пока хватает силы смеяться над бедой,
Беспечней мы, чем в праздник эскимосы.
Как говорил однажды датчанин молодой:
Была, мол, не была,- а там посмотрим.
Все так же мир прекрасен, как рыженький пацан.
Все так же, извини, прекрасны розы.
Привет тебе, Володя, с Садового кольца,
Где льют дожди, похожие на слезы.
11 июня 1982 г.
аккорды Пишу тебе, Во|лодя, с Са|дового коль|ца, Am C H7 E7 Где с | неба льют раздробленные | воды. E7 G7 C Все в | мире ожидает за|конного конца, A7 Dm Am И только не кончается по|года. E7 Am А впрочем, беско|нечны на|веты и врань|е, G7 C H7 E7 И те, кому не выдал бог та|ланта, E7 Am Лишь в | этом утверждают при|сутствие свое, A7 Dm Am Пы|таясь обкусать ступни ги|гантам. Am E7 Am . . . -гота. | F A7 Отк|роет печку Гоголь чу|гунной кочергой, A7 Dm Am И | свет огня блеснет в пенсне Фа|гота. Am E7 Am
Наполним музыкой сердца.
Антология авторской песни.
Составитель Р. Шипов.
Москва, "Советский композитор", 1989.
Александр Городницкий
* * *
На Ваганьковом горят сухие листья.
Купола блестят на солнце - больно глазу.
Приходи сюда и молча помолись ты,
Даже если не молился ты ни разу.
Облаков плывет небесная отара
Над сторожкой милицейскою унылой,
И застыла одинокая гитара,
Как собака над хозяйскою могилой.
Ветви черные раскачивают ветры
Над прозрачной неподвижною водою,
И ушедшие безвременно поэты
Улыбаются улыбкой молодою.
Их земля теперь связала воедино,
Опоила их, как водкою, дурманом.
Запах вянущих цветов и запах дыма -
Все проходит в этом мире безымянном.
На Ваганьковом горят сухие листья.
За стеной звенит трамвай из дальней дали.
Приходи сюда и молча помолись ты -
Это осень наступает не твоя ли?
1980
НАС ОСТАЛОСЬ МАЛО
Нас осталось мало,
Нас осталось мало,
Запевай бодрее
Песню, запевала!
Зарево пожара
Светит сквозь туман...
Начала гитара -
Кончит барабан.
Нас осталось мало,
Нас осталось мало,
Вихрем пулеметным
Знамя обметало,
Цепи поредели,
Кончились слова,
Но жива идея,
Музыка жива!
Нас осталось мало,
Нас осталось мало,
Мертвый барабанщик
Валится устало,
Пал трубач с трубою,
Замолчала медь...
Кроме нас с тобою,
Некому запеть.
Нас осталось мало,
Нас осталось мало,
Вспомни, как когда-то
Пели мы, бывало.
Встанем, как и прежде -
Палец на струну -
В яростной надежде
Выиграть войну!
Нас осталось мало,
Нас осталось ма...
Нас осталось мало,
Нас осталось мало,
Запевай бодрее
Песню, запевала!
Зарево пожара
Светит сквозь туман...
Начала гитара -
Кончит барабан.
аккорды Нас осталось мало, Em Нас осталось | мало, Em Am Запевай бод|рее Am D7 Песню, запе|вала! D7 G Зарево пожара Am Светит сквозь ту|ман... H7 C Начала ги|тара - Am Em Кончит | бара|бан. F#7 H7 Em .... Нас осталось мало, Em Нас осталось | ма... Em F
Наполним музыкой сердца.
Антология авторской песни.
Составитель Р. Шипов.
Москва, "Советский композитор", 1989.
Вероника Долина
НА СМЕРТЬ ВЫСОЦКОГО
Поль Мориа, уймите скрипки!
К чему нагрузки?
Его натруженные хрипы -
Не по-французски.
Пока строка как уголь жжётся -
Пластинка трётся.
Пусть помолчит, побережётся -
Не то сорвётся.
Всадник утренний проскачет,
Близкой боли не тая,
Чья-то женщина заплачет,
Вероятно, не твоя.
Лик печальный, голос дальний -
До небес подать рукой.
До свиданья, до свиданья,
До свиданья, дорогой.
А кто-то Гамлета играет,
Над кем не каплет.
И новый Гамлет умирает -
Прощайте, Гамлет!
Но вот и публика стихает,
Как будто чует.
Пусть помолчит, не выдыхает -
Его минует.
По таганским венам узким
Изливается Москва.
А вдова с лицом французским -
Будет много лет жива.
Вон газетчик иностранный
Дико крутит головой.
Кто-то странный, кто-то пьяный,
Кто-то сам - полуживой.
Усни спокойно, мой сыночек,-
Никто не плачет.
О, этот мир для одиночек
Так много значит!
Переулочек глубокий -
Нету близкого лица.
Одинокий, одинокий,
Одинокий - до конца.
1980
аккорды Поль Мориа, уймите | скрипки! Am Dm К чему наг|руз|ки? Dm E7 Am Его натруженные | хрипы - Am Dm Не по-фран|цуз|ски. Dm E7 Am Пока стро|ка как уголь | жжётся - Dm A7 Dm Пластинка | трёт|ся. Dm E7 Am Пусть помолчит, побере|жётся - Am Dm Не то сор|вёт|ся. Dm E7 Am Всадник утренний проскачет, Am Близкой боли не та|я, Am Dm Чья-то женщина зап|лачет, Dm E7 Вероятно, не тво|я. E7 Am Лик печальный, голос дальний - Am До не|бес подать ру|кой. Am A7 Dm До свиданья, до сви|данья, Dm E7 До свиданья, доро|гой. E7 Am
ЯНВАРЬ ИМЕНИ ВЫСОЦКОГО
Полгода нет Высоцкого.
Его полёт высок.
Пощупаю висок себе -
Пульсирует висок.
Собранья многотомные
Нетронуты в углу,
И тяжесть многотонная
Клонит меня к столу.
Не обморочно-синее
Сиянье в небесах,
А облачное, зимнее
Стоит в его глазах.
Как на море Балтийское
Осколки янтаря -
Так я б пошла разыскивать
Осколки января...
Покуда свечка теплится
На самом уголке -
Не терпится, не терпится
Горячечной строке.
Жемчужная, ненужная
Страна недалека -
Когда родится вьюжная,
Метельная строка!
Недолга ласка царская.
Но средь ночей и дней
Горит строка январская
Все жарче, все ясней.
Трудись, рука, просись, рука!
К огню тянись, рука!
Родись, строка российская,
Мятежная строка!
Родись, строка российская,
Мятежная строка.
Родись, строка российская, мятежная...
1981
Александр Дольский
ПОСВЯЩЕНИЕ ВЛАДИМИРУ ВЫСОЦКОМУ
Словно тысячи тысяч оркестров
разодрали мелодии плоть.
Миллионы нещадных маэстро
стали палочкой сердце колоть.
Будто бич резал напропалую
этот ритм, что у пульса в плену,
оплеухи нужней поцелуев,
поцелуям мы знаем цену.
И слова зазвучали, как клекот
пораженного насмерть орла,
полоснули до горла от легких,
и ворочалась совесть и жгла.
Я увидел, как он изначален,
облекая в простые слова
наши муки и смех, и печали,
как повинна его голова.
Приоткрыл он понятья и вещи,
что казались яснее всего,
несчастливый становится вещим -
это счастье для паствы его.
А за мужеством, как не усердствуй,
проступает печалью дыша
уязвимое нежное сердце,
и трепещет живая душа.
Если падает бард и скиталец,
побежденный глаголом "успех",
то все ложи пока свои пальцы
поднимают с улыбками вверх.
И явилось мне как откровенье
эта мысль, что подспудно жила:
счастье есть не в удовлетвореньи,
а в способности страстно желать.
На подмостках судьбы и театра
исступленно хрипит на весь свет
осужденный на жизнь гладиатор,
обреченный на вечность поэт.
Юлий Ким
ПАМЯТИ ВЫСОЦКОГО
Удалой, пpопитой и пpокуpеный,
Потpясающий голос его...
Как гулял, щеголял, бедокуpил он!
Но печалился больше всего.
Так печалился, вскpикивал, маялся,
Пpоклинал и пpощенья пpосил,
Но ни pазу он так не отчаялся,
Чтоб надеяться не было сил.
Обложили, флажков понавешали,
Вьют веpевочку в плеть и в петлю.
Ах, кpивые, нелегкие, лешие,
Все pавно я куплет допою!
Мои кони то пляшут, то хмуpятся,-
Все не так! Все не то!
И поет, аж, бывало, зажмуpится,
Чтобы довеpху,
Чтобы донельзя,
Чтобы до...
Михаил Щербаков
ОТРЫВОК ИЗ ЗАБЫТОГО МАРША
e d# d h g# e Am Когда бы песни сочинять, Am Позора не стыдясь и вздора, Dm Когда бы мысли зачехлять Am В брезент привычного мажора, Em Звенел бы триумфальный хор, Am И был бы голос не прокурен - Dm Но я настроен на минор, Am И бардам брат, и черту шурин. Em Am (bass a a# h) Давайте выпьем за приезд, G D За радость встреч и нас, воскресших, C D Чтоб путь лежал до старых мест H7 Em Скелетами мостов сгоревших. (e d# d c#) Am (dedc) Давайте выпьем за приезд. H7 E7 Один из нас родился вдруг, И сорок лет был верен дару, Но вихрем вырвало из рук Незачехленную гитару, Как будто воина рука Не удержала алебарду - А нам запомнилась строка: "Не называйте его бардом..." Давайте выпьем за приезд, Чтоб в день, когда за жизнь цепляться Лихому сердцу надоест, Успела скорая домчаться. Давайте выпьем за приезд. Ну, а пока не слышен он, Над ним земля в слезах застыла, И зачехлен магнитофон У паренька перед могилой. А я, согнувшись, как в метель, От песни бардовской прямею, Я - прирожденный менестрель, Вот только траур - не умею... Давайте выпьем за приезд, Чтоб, обалдевшим от сливянки, Вам не нести, как тяжкий крест, В моем гробу свои останки. Давайте выпьем за приезд. Когда ж в один лихой момент Я окажусь приговоренным, Мой зачехленный инструмент, Возможно, станет застекленным, И будет стен не сосчитать, Где фотографией прилип я, И вам другого барда ждать... Ну, а пока - давайте выпьем! Давайте выпьем за приезд, За нас, встречаемых родными. Не выдаст Бог, свинья не съест, И мы воротимся живыми. Давайте выпьем за приезд. H7 Em
ИЮНЬНеугасающей памяти Владимира Высоцкого посвящается Ну что ж, давайте старт. Я отрешен и собран. Dm Машину с места рву, кренюсь на вираже, D7 Gm И вижу свой маршрут, столбов косые ребра Dm И зрительских рядов веселое драже. A#7 A7 Dm Писали обо мне великие поэты, Прекрасные певцы певали обо мне. Я скорости маньяк, вместилище сюжетов, Я быстр и невесом, как юноша во сне. Красивая стезя! Красивый поединок! Как стремя под ногой, упругая педаль, И триста миль за час, и триста лошадиных, И триста слабых сил, меня несущих вдаль. Ах, лошади мои, каурые, гнедые! Я снова вас гоню на скользкий поворот, Несетесь вы легко, поджарые, худые, И нежный Адамо в приемнике поет. Мне дела нет до грез, что властвуют на свете, Мне дела нет до слез и радужных идей. Вокруг реальный мир, вокруг реальный ветер И около трехсот плененных лошадей. И я лечу вперед, и по бетонной глади Несется моя мысль - чуть дальше по пути: Сложилось так, что я всегда немного сзади, Так вышло, что она немного впереди. Июнь на проводах играет, как на струнах. ->Em Гонюсь за мыслью я - ах, черт меня возьми! А зрители вопят, беснуясь на трибунах, И чувствуют себя полезными людьми. Но правит мной азарт: да что ж это такое, Неужто никогда я силы не сравню? Кричите мне вослед, машите мне рукою, Но я сегодня злой - я мысль перегоню! Я сделаю ее! Не так уж это тяжко! Она совсем близка, туманится, дразня. А мой автомобиль - как коренной в упряжке, И триста пристяжных не выдадут меня. Да, мысль моя сильна, резерв ее бесчислен, На я - в конце концов, я тоже не щенок! Я должен победить в единоборстве с мыслью! Я делаю рывок, еще один рывок... Ого! Вот это дал! Теперь уж не до смеха. Как жутко я рванул - и выжал все до дна, И мысль свою к чертям с размаху переехал, И вырвался вперед - и ей теперь хана. Ее забили в пыль, на оси намотали, ->Fm Ее смели в кювет, закинули в овраг. Она могла ожить, но лошади стоптали. Выходит так, что я сегодня в лидерах. Пусть я теперь глухой, пусть я теперь незрячий, Но призрачной черты уже почти достиг. Я разум потерял, неровный и горячий, Но вынесет меня холодный мой инстинкт. Пути последний клок в последнем напряженьи Я сьел наискосок от общей колеи, И финиш пересек, и встал в изнеможеньи... Ну вот и вся любовь, лошадки вы мои. Окончился вояж на бурках и на сивках. Спадает на лицо усталости покров. А мысль мою несут, сложивши на носилках Останки и куски, истерзанные в кровь. Ах, лучше б мне вовек не лезть игле на кончик, Ах, лучше было б вам не видеть никогда, Как крошится гранит, как плачет автогонщик... Но спирт уже разлит - садитесь, господа.
ХРАМ СВЯТОГО ВЛАДИМИРАТо ли ведьмы наворожили, Am То ли дьявол постарался, Только ангел новорожденный G C С золотым венцом расстался. G C Не по-доброму отмеченный, A7 Dm Детство прожил он скуля, Am E F Некрещеный и невенчанный, Dm Am И глаза из хрусталя. E7 F Ля-ля-ля-ля, никем не венчанный, Dm Am И глаза из хрусталя. E7 Am И решил тот ангел смолоду, В нищете мужая гольной, Отыскать немного золота И венчаться самовольно. Только злато - штука скверная, И тропа во тьме глуха: Он найдет его, наверное, Но будет жизнь ему лиха. Ха-ха-ха-ха, найдет, наверное, Но будет жизнь ему лиха. Так и вышло: из-под Киева Он пошел монастырями - Я потом видал следы его, Где подошвы он дырявил. Понял он, что злато ценится Не в кладовых короля - Но куда он, милый, денется, Раз ему узка петля? Ля-ля-ля-ля, куда он денется, Раз ему узка петля? Не стараются старатели, Костенеют истуканы, Обмывают обыватели День граненого стакана, Выполняют люди минимум, Не чураются греха И за крестик алюминевый Не положат потроха. Ха-ха-ха-ха, за алюминевый Не положат потроха. Он вином планиду скрашивал, Но родил себе толку лишь, И никто его не спрашивал: Что ж ты, кореш, много куришь? Уши серьгами проколоты, Хироманты смерть сулят - Белый ангел бредит золотом, Сам в себя тоску вселя. Ля-ля-ля-ля, он бредит золотом, Сам в себя тоску вселя. Были слухи, что на скудный быт Он навел свою сноровку, А потом его как будто бы Посадили за фарцовку... Перья, колотые иглами, Пали наземь, как труха, Раздавили мотоциклами, Словно крылья петуха. Ха-ха-ха-ха, мотоциклами, Словно крылья петуха. А потом я долго спрашивал У старух в ночных поселках, Где следы святого нашего Им оставлены надолго - Обгорела, где он шел, трава, И осыпалась земля, И листву металла желтого Обронили тополя. Ля-ля-ля-ля, металла желтого Обронили тополя. Оказалось, был поэтом он, Попрошайствами лукавил. Золотыми бы монетами - Да платили медяками. За скачки аккордеонные, За кричалочки стиха - Позолотой опаленные Два регистра и меха. Ха-ха-ха-ха, опаленные Два регистра и меха. Ангел, что тебе за разница? По законам милосердия Золотым венцом украситься Можно только после смерти. Небеса тебя не встретили, И чужда тебе земля - Умирал ты без свидетелей, Не скопивши ни рубля. Ля-ля-ля-ля, без свидетелей, Не скопивши ни рубля. Упокой Господь мечты твои - Но сквозь черную судьбину Золотится то, что ты творил, В мире том, что ты покинул. В мире том темно и холодно, Мертвы слухи о волхвах, Но покрыты чистым золотом Образа твои в церквах. Ах-ах-ах-ах, чистейшим золотом Образа твои в церквах.
Александр Башлачев
ТРИПТИХ ПАМЯТИ В.С.ВЫСОЦКОГО
Хорошо, коли так. Коли все неспроста.
Коли ветру все дуть, а деревьям - качаться.
Коли весело жить, если жить не до ста.
А потом уходить - кто куда - а потом все равно воэвращаться.
Воэвращаются все. И друэья и враги
Череэ самых любимых и преданных женщин.
Воэвращаются все. И идут на круги.
И опять же не верят судьбе. Кто больше, кто меньше.
Хорошо, коли так. Значит, ищут судьбу.
А находят себя, если все же находят.
Если дырку во лбу вы видали в гробу
Прикаэав долго жить, вечным сном, дуба дав
или как там еще в обиходе?
Только вечный огонь все равно прогорит.
Пусть хорош этот сон. Только тоже не вечен.
На Молочном пути вход с востока открыт
И опять молоко по груди, по губам...
И нельэя иэменить место встречи.
Если баба треэва, если баба скучна,
Да, может, ей нелегко, тяжело да не весело с нами?
А налей-ка вина,
А достань-ка до дна,-
Ох, отсыплет эерна и отдаст тебе все,
Чем поднять в печке пламя.
И опять каравай собираешь по крохам.
И по каплям опять в кипяток свою кровь.
Жиэнь... Она не простит только тем,
кто думал о ней слишком плохо.
Баба мстит лишь эа то, что не вэял,
что не принял любовь.
Так слови свое Слово, чтобы раэом начать все дела.
Как положено, все еще раэ положить на лопатки.
Чтобы девочка - Время иэ скаэок косу эаплела.
Чтобы Время - мальчишка пугал и стрелял иэ рогатки.
Чтоб они не прощали, когда ты игру не поймешь,
Когда мячик не ловишь и даже не плачешь в подушку.
Погремушка гремит, да внутри вся пуста.
Скучно слушать сто раэ. Надоест даже скаэка.
Так не ждал бы, пока досчитают до ста.
Лучше семь раэ услышать - один раэ скаэать
Или спеть,
Да не сдвоить, а строить, сварить, докаэать,
Но для этого в скаэке ты должен учуять подскаэку.
Чтобы туже вяэать, нужно чувствовать блиэость раэвяэки.
Колея по воде... Но в страну всех чудес
Не проехать по ней, да еще налегке, да с пустым раэговором.
Так не спрашивай в укор:
- Ты эачем в воду леэ?
Я, конечно, спою. Я, конечно, спою.
Но хотелось бы хором.
Хорошо, если хор в верхней ноте подтянет,
подтянется вместе с тобою.
Кто во что, но душевно и в корень,
и корни поладят с душой.
Раэве что-то не так?
Вроде все, как всегда, то же небо опять голубое.
Видно, что-то не так,
Если стало вдруг так хорошо.
Только что тут гадать? Высоко до небес.
Да рукою подать до эемли, чтоб месить тили-тесто.
Если ты ставишь крест на стране всех чудес,
Значит, ты для креста выбрал самое верное место.
А наши мертвые нас не оставят в беде.
Наши павшие, как на часах часовые.
Но отражается небо во мне и в тебе
И во имя имен пусть живых не оставят живые.
В общем, места в эемлянке хватает на всех.
А что просим? Да мира и милости к нашему дому!
И несется сквоэь тучи эабористый смех:
- Быть - не быть? В чем вопрос, если быть
не могло
по-другому!